История футболки.
Большинство публикаций в интернете о истории футболки указывают различные даты её возникновения с разбросом в пятьдесят лет! От конца XIX века до середины XX. Мы решили тщательно изучить вопрос и вот наша версия возникновения этого легендарного предмета одежды, без которого сложно представить гардероб любого из нас.
Нательные сорочки, которые носили мужчины в конце XIX века стали прототипами будущей футболки, они были сшиты из байки и у них для удобства обрезали рукава. Впервые такую сорочку стали носить американцы во время испано-американской войны 1898 года. Самое интересное, что это не единственное новшество той войны, еще в ней впервые был использован механический робот-солдат «Boilerplate»,придуманный профессором Арчибальдом Чемпионом в начале 1880х, он ходил в атакуи был признан очень эффективным!
По воспоминаниям бойцов, ходивших с ним в атаку, испанцы бежали без оглядки! Глядя на фото робота, я их понимаю!:) Ниже его фото и коллективное фото с бойцами.
Но вернемся к футболкам. Эластичные бельевые комбинезоны производились еще в конце XIX века и имели застежку от гульфика до горловины, в 1902 году американская компания P.H. Hanes Knitting Company поделила комбинезон пополам и выпустила свою версию белья из двух предметов. В 1904 году другая американская компания, Cooper Underwear Company выпустила трикотажную «сорочку» с длинным рукавом и круглой эластичной горловиной без застежки на груди. Рекламная компания 1904 года объясняла преимущество этих сорочек отсутствием пуговиц и прочих застежек, которые отрываются, что очень удобно для мужчин не имеющих жен и не умеющих пришивать пуговицы!:)
Реклама Cooper Underwear Company: На рекламной листовке справа левое фото - растерянный мужчина с оторванными пуговицами и булавкой вместо них, а на правом в сорочке с круглой горловиной-уверенный в себе, с сигарой и лихо закрученными усами!:)
Кто первый обрезал рукава трикотажной сорочки доподлинно не известно. Но новое изделие сразу заинтересовало военных. Футболка была дешевой, легко стиралась и не стесняла движений. Она была удивительно удобной в тесных отсеках военных судов и подводных лодок по сравнению с прежней шерстяной и жесткой униформой. Именно по этой причине интендантский офис ВМС США решил, что моряки должны носить белые футболки как белье под униформу. В 1913 году футболка официально стала частью униформы моряков и впоследствии всех родов войск. Тогда же благодаря Т-образной форме за ней закрепилось название «Т-shirt». К 1920 году использование футболки с коротким рукавом и эластичной горловиной было распространено настолько, что её название было внесено в Оксфордский словарь английского языка.
Хотя футболка была официально бельем, моряки и солдаты часто носили её без рубашки. 1913 год, первая мировая война,американская субмарина, судя по её размерам там действительно было тесновато:)
В массы футболка пошла после первой мировой вместе с демобилизованными военными, она стала повседневной одеждой для докеров,рабочих,шахтеров и с легкостью вошла в гражданскую жизнь. Но как и прежде она использовалась только как нижняя одежда.
В 1930 годах на футболку обратили внимание спортсмены. Говард Джонс, тренер команды «USC Trojans» Университета Южной Калифорнии обратился в компанию Jockey (новое название Cooper Underwear Company) с просьбой создать футболку для университетской команды. Футболисты одевали её под защитные щитки, т.к. защита часто натирала кожу.
Футболки мгновенно стали настолько популярны в университетских городках, что студенты начали воровать их. В ответ, с целью предотвратить кражи, университет начал печатать на футболках надпись «Property of USC» (собственность Университета Южной Калифорнии). Не известно, прекратились ли кражи, но футболки с надписью стали еще популярней и уже в 1940-х годах многие университеты и колледжи в США начали печатать свои названия и логотипы на футболках. Так появились первые футболки с университетской символикой!:)
Одна из первых футболок с напечатанным изображением – футболка артиллерийской школы Воздушного корпуса США, которая попала на обложку журнала Life Magazine13 июля 1942 года:
В 1948 году мэр Нью-Йорка Томас Эдмунд Дьюи впервые использовал футболку с надписью «Dew it with Dewey» в президентской избирательной кампании в качестве рекламной. Он проиграл но футболка вошла в историю. Это был первый в истории слоган на футболке.
За ним, в 1952 году, последовал Дуайт Дэвид Эйзенхауэр с футболкой "I Like Ike" (американцы между собой называли его Айк, что и послужило его предвыборной кампании). Айк выиграл выборы и стал 34 президентом США. Возможно потому, что печать на футболке у него была цветная, а не черно-белая,как у Томаса Дьюи. :)
Следующим этапом в эволюции футболки стала идея Уолта Диснея использовать футболку для популяризации бренда. В 1950 году компания из Майами «Tropix Togs» покупает эксклюзивное право у Диснея на печать футболок с изображениями Микки Мауса и его друзей. Футболки предназначались для развития туризма и бренда Диснея. Это была первая футболка, которую использовали в коммерческих рекламных целях.
Но настоящую массовую моду на футболку ввел конечно же Голливуд. В 1951 году на экраны выходит фильм режиссера Элиа Казана «Трамвай «Желание» (англ. A Streetcar Named Desire) с популярной Вивьен Ли и еще не известным Марлоном Брандо в главных ролях. Марлон Брандо появляется в кадре в футболке, что ранее считалось моветоном т.к. футболка до сих пор считалась элементом белья и не носилась как верхняя одежда.
Простая белая футболка, обтягивающая плечи Стэнли Ковальского, героя фильма, хоть и шокировала американских обывателей, но стала символом новой, раскрепощенной и брутальной сексуальности. С этого момента начинается история футболки как самостоятельного предмета одежды.
Футболка стала мэйнстримом и к концу 1951 года объем продаж футболок в США достиг 180 миллионов долларов.
В 1955 году на экраны выходит фильм «Бунтарь без причины» режиссера Николаса Рэя (англ.Rebel Without a Cause) с Джеймсом Дином и Натали Вуд в главных ролях.
После бунтаря Джеймса Дина футболка становится символом бунтарской моды и свободы взглядов.
В следующие десятилетия футболка испытает на себе рок-н-ролл, хиппи, сексуальную революцию, поп-культуру, рокеров и многое другое, но это уже другая история! :)
А в настоящее время ежегодно в мире производится 2 000 000 000 футболок и у среднего американца в гардеробе 35 футболок!:)
Информация взята из открытых источников. Текст: Руслан Паличев.